Лестница профессионального признания
На заседании было представлено два доклада: «Развитие системы подготовки квалифицированных инженерных кадров в РФ» (Елена Николаева, «Деловая Россия») и «Национальная система квалификации» (Ольга Олейникова, Анна Муравьева, Центр изучения проблем профессионального образования, национальный офис программы TEMPUS, Trans-European Mobility Programme for University Studies). Главное препятствие для модернизации российской экономики — нехватка рабочих и инженеров, указала заместитель председателя «Деловой России» Елена Николаева в начале выступления. С 1995 по 2005 годы число студентов вузов возросло с 2,8 до 7 млн человек, однако качество их подготовки остается неудовлетворительным. Требования к сдаче экзаменов минимальны, доучиваются почти все, при этом, по оценке работодателей и кадровых агентств, до 60% необходимых знаний специалист получает непосредственно на рабочем месте и лишь 10% — на семинарах и лекциях. Предлагаем недорого оформить и купить аттестат за 11 класс любого образца Технические вузы учат «вхолостую»: в 2008-м году, по данным «Деловой России», работал не по специальности каждый четвертый выпускник. Никто не хочет устраиваться инженером, например, на машиностроительное предприятие — проще уйти в непрофильные отрасли, где зарплата в два раза выше. А нанятые молодые специалисты демонстрируют низкий уровень знаний и компетенций, оторванность от производства, отсутствие практических и коммуникативных навыков. Более того — они не умеют работать с профессиональной литературой, искать в Интернете специализированные данные. Высококлассных специалистов любого ранга найти трудно, на это тратятся огромные средства, и почти все руководители сейчас рассматривают эту проблему как угрозу номер один для развития бизнеса. «Для моего завода, который производит инновационную медицинскую технику в Питере, требовалось 5 специалистов среднего и высшего звена, — поделилась Елена Николаева, совмещающая общественную деятельность с бизнесом и возглавляющая компанию «Новые технологии». — Кадровое агентство выбирало из тысячи человек, и ни один из них не сумел пройти даже первичное тестирование. А токаря 6-го разряда пришлось везти из Москвы». «Паспорт» вместо диплома «Деловая Россия» предлагает свое решение проблемы подготовки рабочих и инженеров. Базовая задача, считает Николаева, создание открытого отраслевого стратегического партнерства между профильными учебными заведениями какой-либо отрасли, предприятиями, отраслевыми органами государственной власти и некоммерческими организациями. Вторая задача — создание гибкой динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации программ и форм обучения, развитие системы непрерывного образования. «В строительстве, например, за 5 лет полностью обновляются технологии. У нас будущие специалисты в этой отрасли до сих пор учатся строить панельные «хрущевки». А технологии малоэтажного строительства, которое в будущем составит 70% жилья, не преподают ни в одном вузе», — пояснила докладчица. Поэтому на базе вузов и колледжей нужно открывать программы дополнительного образования для подготовки специалиста к смене видов деятельности. Отраслевое партнерство — это еще и взаимные обязательства вузов и работодателей по трудоустройству выпускников: целевые контракты на подготовку специалистов и их стажировки. Также нужно создавать и развивать систему мониторинга потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации и модернизировать на её основе структуры профессионального образования. Наконец, необходимо создание электронного паспорта сотрудника организации. При приеме на работу туда будет записываться информация о базовом и дополнительном образовании, а дальше специалист сможет развивать те или иные компетенции, и в паспорте будет указано, какими навыками он обладает и где может их применить. Такая система уже активно используется на предприятиях строительной отрасли в Австрии, где работает зачетная система — человек накапливает баллы и бонусы за повышение квалификации в течение всей жизни. В строительстве «Деловая Россия» и пытается сейчас создать отраслевое партнерство: уже подготовлен проект, в который входят два ведомства — Минобрнауки и Минрегион, главные строительные вузы — Московский государственный строительный университет, Госакадемия специалистов инвестиционной сферы, Московская госакадемия коммунального хозяйства и строительства, ряд региональных образовательных учреждений и внутрифирменных центров обучения. В будущем к проекту должно подключиться и Минздравсоцразвития со своими центрами занятости населения и переподготовки кадров, а также Федеральная миграционная служба, потому что «в строительной отрасли число «джамшутов» превысило уже все возможные пределы». По словам Е. Николаевой, изначально образовательные учреждения пытались быть «вещью в себе», но затем все же удалось прийти к соглашению. Для детальной отработки методологии объединены технологи с производства, специалисты кадровой службы и те, кто разрабатывает программы для самих вузов. «Вчера состоялось третье заседание, мы уже понимаем друг друга, и работодатели обязуются принимать выпускников, получивших требуемые компетенции, к себе с более высокой оплатой труда. На старших курсах лучшие студенты будут получать дополнительные стипендии от компаний. На следующий год мы предложим эту схему для тиражирования на всей территории РФ», — подытожила заместитель председателя «Деловой России». Кто не торопится — бизнес или чиновники? Работа на стройке сегодня стала настолько непрестижной, что желающих учиться в строительных колледжах немного. Мигранты из Таджикистана и Киргизии — это «золотой запас» России, и возможно, следовало бы выстроить систему профессионального обучения в сопредельных странах, создав там конкурентную среду за работу на российских предприятиях, высказал предположение заместитель руководителя Россотрудничества Игорь Морозов. Однако, как заметила Николаева, общество сильно дезинформировано по поводу уровня зарплат в этом секторе: «У меня на заводе высококлассный рабочий получает от 70 до 85 тысяч рублей ежемесячно, в том числе и в региональных филиалах». Тех же прорабов возить для работы вахтовым методом из Москвы в регионы дорого, поэтому бизнес заинтересован в том, чтобы повышать интерес молодежи к таким специальностям и на местах. А что касается мигрантов — надо создавать систему подтверждения их квалификации хотя бы в целях безопасности: уже было несколько серьезных аварий при строительстве высотных зданий. «Предприятиям выгодно работать с «джамшутами» — это же демпинг», — возразил заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Коровкин. Чиновники не торопятся восстанавливать систему среднего профобразования — может быть, бизнесу это тоже не надо? «Раньше бизнес считал это заботой государства», — указала заместитель председателя «Деловой России». Сейчас иллюзии окончательно развеялись — стало ясно, что искать и перекупать специалистов дорого, и отраслевое соглашение было разработано за несколько месяцев. С июля 2012 года многие образовательные учреждения перейдут в статус автономных, готовы ли будут взять их под свою опеку ассоциации работодателей? — задал вопрос научный сотрудник Исследовательского центра по изучению инфраструктурных отраслей (SIRC) Московской школы управления «Сколково» Алексей Гусев. За отраслевые стандарты, последовал ответ, отвечают соответствующие институты, а задача партнерства – отладить взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями «вручную». Объединения предприятий не готовы вкладывать деньги, если не смогут участвовать в разработке программ. Елена Николаева также добавила, что новые профессиональные стандарты, которые вступят в силу с 1 сентября этого года, следовало бы переработать, и может быть, даже переутвердить. Первый заместитель директора Федерального института развития образования Александр Лейбович напомнил, что еще в декабре 2007 года был принят закон, дающий право объединениям работодателей участвовать в реализации государственной политики в сфере профессионального образования. Однако подзаконные акты не способствовали развитию такой практики, по словам Лейбовича, «сегодня, чтобы выйти с инициативой, надо убедить конкретные министерства, и, как показал опыт, по дороге инициатива выхолащивается, теряется». Новые образовательные стандарты дают бизнесу возможность влияния на образовательные программы, при этом реальной правовой рамки нет — все зависит от «конкретных физических лиц». Даже с разработкой профессиональных стандартов есть проблемы. «Мне известны как минимум три поручения Президента России государственным корпорациям по разработке профессиональных стандартов, но тех как не было, так и нет», — заявил эксперт в ответ на слова Е. Николаевой о том, что они уже дважды встречались в этом году с представителями правительства и в рамках перечня поручений отрабатывают свои предложения. При разработке стандартов существовала и другая проблема — профобъединения сами не могли прийти к единому мнению, какие требования должны предъявляться к специалистам. А требовать финансирования разработки стандарта от отдельной корпорации трудно: почему «РУСАЛ», к примеру, должен «спонсировать» всю алюминиевую отрасль? Однако сейчас, по утверждению Николаевой, им удалось договориться, и возможно, именно строительная отрасль станет удачным примером для других секторов народного хозяйства. Рынок квалификаций вместо рынка дипломов Помимо отсутствия связи между профессиональными и образовательными стандартами, существует более широкая проблема — в России нет национальной системы квалификаций (НСК), указала директор Центра изучения проблем профессионального образования Ольга Олейникова. В развитых странах эта система включает несколько элементов: классификаторы рынка труда, профессиональные и квалификационные стандарты, национальная рамка квалификаций, отраслевые советы (их задача — мониторинг развития отрасли и разработка стандартов), национальный орган по вопросам развития квалификаций и органы по их сертификации. Основное назначение НСК — формирование «рынка квалификаций» и вытеснение «рынка дипломов» (где ценность работника определяется не его квалификацией, а «бумажкой» о завершении курса обучения в вузе). В России понятия национальной системы и рамки квалификаций не появились ни в законе «Об образовании», ни в Стратегии-2020. Однако во всем мире НСК служит для повышения качества и производительности труда, поэтому ведется постоянное отслеживание потребностей рынка, и в зависимости от них вводятся новые квалификации и программы. В рамках проекта TEMPUS, как рассказала затем Анна Муравьева, была успешная попытка разработать региональную рамку квалификаций в Челябинском государственном университете совместно с университетами Ирландии, Шотландии и Франции. Это заняло год, работодатели из разных отраслей «получили адреналин» и сами объяснили, почему им это нужно: для формирования профстандартов необходим единый метод. Создание квалификационной рамки для всей России, по мнению докладчицы, могло бы занять три месяца — с учетом того, что методические разработки уже есть.У нас Вы можете заказать и купить диплом высшего образования, диплом техникума.
Успех парикмахера? Можно ли как-то ограничить вход в вузы — ведь высшее образование сейчас получает 80% возрастной когорты? «Никто, под угрозой «выноса из Белого дома» на следующий же день, не может этого сделать», — считает глава Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Однако ответом на «всеобщую ангажированность» высшим образованием, по его мнению, вполне может стать прикладной бакалавриат — как это уже произошло во многих странах. Другая проблема заключается в том, что получать квалификацию «на всю жизнь» сегодня бессмысленно. И вуз никогда не даст, да и не должен давать конкретную профессию, главное — это способность анализировать и развиваться. Конкретные знания человек будет осваивать по мере того, как они ему понадобятся, поэтому беспокоиться по поводу разрыва между профессиональными и образовательными стандартами не стоит. В то же время необходимо выстраивать систему профессиональных квалификаций как ориентиры для карьерного продвижения людей конкретных профессий. Ассоциации работодателей могут выдвигать свои стандарты, например, где-то должно быть записано, что должен уметь инженер-теплотехник. Важно, чтобы государство при этом заботилось об антимонопольном регулировании рынка профессиональных квалификаций — они не должны быть жестко привязаны к определенной фирме и её технологиям. Если вуз выпускает специалистов «строго в соответствии с требованиями предприятия и по его технологиям» — гордиться тут нечем, убежден ректор НИУ ВШЭ. Следует выстроить «лестницу» профессионального признания исполнителей, тогда люди пойдут в колледжи. Успех парикмахера известен узкому кругу людей, но если ты владелец свидетельства о квалификации, то уже чего-то стоишь, обладаешь «рыночной силой в виде сигнала». А в электронный паспорт нужно включать не только свидетельство о повышении квалификации, но и участие в конкретных проектах.